Ландшафтообразующие факторы
Домой Контакты Карта сайта

Школа ландшафтного дизайна
 Город мастеров

Замок



Всё о растениях

Вакансии в Москве"

Смотреть все сертификаты

Ландшафтообразующие факторы

Основные ландшафтообразующие факторы


Учебная программа Ландшафтный дизайн
(профессиональная переподготовка)

Учебная программа Основы ландшафтного
дизайна (Ландшафтная организация Вашего 
приусадебного участка)
  

Под словом «ландшафт» подразумевается определенная территория (пространство) среды с выраженными характерными, свойственными только для данной территории общими факторами: рельефом, климатом, почвой, растительным покровом, даже животным миром и людьми. Все компоненты ландшафта связаны между собой и составляют единое целое как естественно-природное, так и визуальное сообщество. Естественные природные ландшафты в наши дни большая редкость, в большинстве случаев мы имеем дело с антропогенным, связанным с деятельностью людей ландшафтом. А уж ландшафт в интерьере тем более завязан на человека, его деятельность и архитектуру интерьера. И в то же время именно у человека возникает желание и даже потребность получить в своем окружении кусочек природного ландшафта и даже погрузиться в него.

Основные ландшафтообразующие факторы.

Рельеф и застройка в равной степени являются основой, на которой формируются экологические связи в ландшафте.

Климат и микроклимат четко определяют комфортность среды.

Вода играет ведущую роль во всех процессах формирования и оздоровления среды.

Растительность – надежное средство улучшения микроклимата, сильный декоративный элемент, но весьма подвержена изменению во времени.
В ландшафте существует понятие пейзажа, из группы пейзажных картин складывается ландшафт.

Основой любого архитектурно-планировочного решения любого ландшафта является организация рельефа, которая определяет, с одной стороны. состояние всех остальных ландшафтных компонентов, и с, другой стороны, всю объемно-пространственную композицию.
Каждая эпоха – своя пластика рельефа. Итальянское барокко – террасы и подпорные стенки, Французское рококо – пологие террасы Версальского парка, искусственный романтический рельеф «хаоса» в Софиевке.

Рельеф – каркас сооружения, он во многом определяет эстетическую ценность пейзажа. Создаваемая на склоне картина воспринимается более отчетливо и детально. В интерьере мы имеем дело с искусственным рельефом: либо создаваемом на ровном месте, либо возникающем в силу строительных особенностей. Это вносит разнообразие и живописность в общее решение интерьера. Нужно всячески «цепляться» за малейшие перепады уровней, излишки строительных материалов, которые можно использовать для создания пластики рельефа.

При проектировании рельефа мы должны понять и следовать естественным его формам: горные цепи, долины рек, склоны пологие, крутые и террасированные, разумно вести их в наше сооружение, разумно соответствуя ему. Допустим, скалистый сад или альпинарий ни с того ни с сего на ровном газоне в классическом зимнем саду будут чуждо выглядеть среди цветущих орхидей, равно как и кактусовая горка на фоне водоема. Лучшие качества сооружения должны подчеркиваться элементами ландшафта.

На практике мы редко имеем дело с нетронутым природным рельефом, хотя желательно максимально его сохранить вместе с существующим почвенным слоем. В процессе застройки природный рельеф постепенно нивелировался, накапливался современный культурный (и некультурный слой). В ряде случаев это делается сознательно и в короткие сроки с целью улучшения жизненных условий объекта. Например, территория Лужников намыта на 4 метра. Иногда рельеф может быть полностью искусственным. Дубай

Очень трудно работать на равнинной местности. Трудно представить себе более неподходящей для королевского парка территорию: Версаль. Низменная заболоченная местность с мелким лесом и маловыразительным рельефом. Ленотр использовал небольшое понижение местности в сторону от дворца для создания осевой перспективы.

Альпинарии 
Более 100 лет назад появился у ботаников и цветоводов-любителей интерес к высокогорным лугам, цветам, кустарникам, растущим на скалах, в расщелинах валунов. Эти растения переносились в ботанические сады, где для них создавались условия, приближенные к природным. Эти участки эстетически оформлялись. Так появились первые альпинарии.

Интерес к высокогорным растениям все возрастал. В садах около замков начали сооружать специальные участки, площадки, сходные по внешнему виду с высокогорными альпийскими склонами. Такие участки назвали альпинариями. Инсбрук. До наших дней сохранился альпинарий в Вене, там собрана коллекция растений, привезенных со всего мира.

Люди захотели постоянно иметь эту красоту около себя и стали сооружать альпинарии в городских парках, на своих садовых участках, миниальпинарии на крышах, в интерьере. Многие из этих сооружений по праву относят к произведениям искусства. К сожалению, встречаются и такие нагромождения из камней и цветов, которые являются лишь жалким подобием темы. Эту безвкусицу пытаются еще украсить мухоморами, гномиками, что усугубляет кич.

Прежде чем приступить к сооружению альпинария необходимо прежде всего изучить условия местности, чтобы он органически вписывался в пейзаж. Наиболее органично альпинарий смотрится на холмистой, неровной местности. Строить альпинарий на ровной местности трудно и дорого, чтобы он не выглядел «чужим», следует создать пластику рельефа, постепенно «подводя» зрителя к альпинарию.

Важно учесть расположение на участке склонов, холмов, малеших неровностей местности. Желательно ориентировать альпинарий на юг. Лучше всего размещать альпинарий на фоне газона. Чтобы выделить альпинарий, рекомендуется вокруг него создать «живые кулисы» - высаживать кусты с яркой окраской листьев, хвойные породы.

Приступить к созданию рельефа можно после составления плана в общем виде, по нему потом и сооружается альпинарий. Жесткий план, наверное, на требуется. Альпинарий сооружается как скульптура «по месту». Хорошо сделать макет. Как скульптура 1:10.

Прежде всего создается каркас рельефа. В интерьере для этого можно использовать металлические конструкции, можно их заварить для крепости и забетонировать как при создании  скульптуры, затем в ход может пойти и строительный мусор, и песок, а потом питательный грунт.

Важнейший элемент альпинария – камень. Он остается долго на одном месте, вокруг него размещаются растения. Количество камней зависит от общего замысла, но при этом следует руководствоваться вкусом и чувством меры: «камень воздвигает и уничтожает альпинарий».
                                
Террасы
Террасы сооружают при перепадах рельефа, чтобы создать участки сада, расположенные на разных уровнях. Каменный фундамент террасы обычно составляет 30-120 см. Фундамент закладывается сухим способом, не используя раствор. Щели между камнями заполняют землей, в которую высаживают растения.

Цветочная стенка – эффектный прием оформления, не требующий сложного ухода, но ей предпочтительно солнечное место. Желательно высаживать такие виды растений, которые цветут не сразу, а друг за другом. Хороши здесь колокольчики, ясколка, гвоздика, в узкие щели рекомендуется высаживать камнеломку, молодило, флокс. Последний может быть использован и для посадки между плитами дорожки.

Возможности преобразования рельефа расширяются в связи с современной технической оснащенностью позволяющей сравнительно легко осуществлять любые виды земляных работ от трудоемких перемещений больших объемов грунта до самой тонкой деталировки формы.

Термины «ландшафтная скульптура»  и «геопластика» применяют иногда к композициям основанным на слиянии скульптурных элементов с естественным окружением.

Автор статьи: Шапенкова Галина Николаевна - преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин, к.с/х.н., член Международной Федерации Союза Художников ЮНЕСКО